Вдоль Кавказских гор (mayak.sbor.net)

Вдоль Кавказских гор (mayak.sbor.net)

На прошедших майских каникулах опробовал когда-то довольно популярный, а ныне только возрождающийся способ путешествия — экскурсионный поезд. Общая схема приблизительно такова: ночью, пока спишь, переезд, а днём экскурсии — как правило, пешеходно-автобусные. Впечатления от такого способа скорее положительные. Конечно, ночевать в гостинице и кушать в ресторане комфортней, чем в вагоне, но дикая экономия времени за счёт ночного переезда становится решающим аргументом в условиях скоротечности каникул!

Итак, поезд шёл на Кавказ…

НГрозный. Фото: Артем Буглов.апрягало ли меня это направление? Да, напрягало! С высокой степенью вероятности, в качестве самостоятельной поездки я бы туда не поехал. Ибо Назрань, Грозный, Гудермес, Аргун, Кизилюрт, Хасавюрт, Махачкала, Дербент, через которые пролегал маршрут, последние годы часто были источником тревожных новостей. Но в составе организованной группы, под покровительством местных властей, да в столь экзотичные, по нашим временам, места — любопытство преодолело сомнения!

Да, бдительность там бросается в глаза. Такого количества патрулей и блокпос­тов на дорогах я ещё нигде не видел. Причём шерстят не как у нас в Лебяжье, а «по-взрослому»; лишь наличие «сопровождения» местной принимающей стороны позволяло нашей группе проходить их достаточно безболезненно. Но, с другой стороны, я гулял по вечернему Грозному без каких-либо напрягающих моментов, хотя «ушки на макушке» держал. Мой туристический вид не вызвал неприятия ни у населения, ни у служивых людей.

— А правда, тут всё так спокойно, как в газетах пишут? — спросил я у одного автоматчика славянской внешности.
— Спокойно… как бы… — ответил он.
И в подтверждение этого спокойствия по вечернему Грозному и довольно юная молодёжь гуляет, и одинокие женщины уверенно проходят…

Надо отдать должное, местное население к нам, туристам, относилось вполне дружелюбно и корректно, хотя мы были одеты не по местным традициям, и, возможно, проявляли назойливое любопытство. Мы гуляли по кривым улочкам старого Дербента — с нами здоровались, нас приглашали зайти, нам подсказывали направление. Мы толкались на грозненском рынке «Беркат» — нам улыбались, нас зазывали, наши фотоаппараты никого не пугали. Даже на склонах гор в далёком Джейрахском районе наш туристический десант был принят вполне дружелюбно. А уж заведения отдыхательно-развлекательной направленности, на мой взгляд, проявляли излишний восторг из-за нашего появления. Иногда я специально наблюдал чуть со стороны за реакцией местного населения, особенно на наших несколько вольно одетых туристок, — ни косых взглядов, ни плевков вослед замечено не было…

А вообще народ на Кавказе живёт совсем небогато. И «чеченские миллиарды», про которые было столько разговоров, если смотреть со стороны железной дороги, совершенно не заметны. Вот вдоль автотрассы Гудермес — Грозный другое дело: и сама трасса, и прилегающие города отстроены по-богатому, с размахом и скорее напоказ, чем для удобства жизни. Как и череда дорогих бутиков на проспекте В. В. Путина в Грозном — главное, чтоб были, чтоб как в солидных городах. Показная восточная роскошь… Но очарование вызывает совсем не она!

А вообще, нас туда зовут.

Артём Буглов. Сосновый Бор — Москва — Ростов‑на-Дону — Назрань — Владикавказ — Махачкала — Дербент — Гудермес — Грозный — КавМинВоды — Ессентуки — Пятигорск — Ростов‑на-Дону — Сосновый Бор

Источник: «Маяк» — газета города Сосновый бор. Текст и фото: Артём Буглов